Реабилитация является очень важным процессом, от которого довольно часто зависит не только скорость, но и возможность выздоровления пациента. Во многих случаях борьба с заболеванием – это только половина процесса, а вот эффективная реабилитация, восстановление систем жизнедеятельности организма обеспечат длительную жизнь и прекрасное самочувствие.
Почему-то в сфере психологии реабилитации уделяется не очень много внимания, от чего часто страдают пациенты и многие процессы (адаптация, социализация) происходят намного медленнее, чем могли бы.
Если реабилитация после инсульта является обязательным условием выздоровления, то реабилитации после аварий, нервных срывов редко придают большое значение. Возрастная психология – одна из самых перспективных сфер психологической науки и она не ограничивается должностью психолога в общеобразовательных школах. Очень важны сегодня социальная адаптация, реабилитация детей, подростков, имеющих проблемы со здоровьем.
Серьезную роль играют методические материалы и практические наработки, дающие психологам возможность правильно определить оптимальные направления для проектирования коррекционных учреждений, что позволяет обеспечить необходимые условия для процессов реабилитации, развития, формирования личности проблемных детей. При этом, в случае психологической реабилитации (как и любой другой, впрочем), важное условие положительного эффекта – нахождение человека в социуме, а не изоляция его.
Основная работа психолога-реабилитолога тесно связана с семьями, где есть дети до 18 лет с теми или иными заболеваниями, нарушающими процессы развития, препятствующими развитию личности, социализации. В перечень основных задач в таком случае входят: проведение восстановительного лечения, обучения, коррекции и компенсации нарушенных функций, улучшение психологического настроя в семье, преодоление патогенных типов воспитания. Психолог все эти задачи выполняет с использованием имеющихся у него средств – консультирует, беседует, рассматривает проблемы и ищет их решение, проводит игры, тренинги и т.д.
Также психолог обязательно осуществляет диагностику разных нарушений, разрабатывает коррекционные программы помощи семьям и детям, организовывает реабилитационную работу. Для выполнения всех этих функций специалист должен иметь достаточные знания и навыки, как минимум высшее образование в сфере. Специалист должен прекрасно ориентироваться в других дисциплинах, с которыми пересекается психология – в медицине, педагогике, социологии, юриспруденции.
Для психолога очень важными являются личностные качества – он должен уметь находить с детьми и родителями общий язык, работать, эффективно взаимодействовать в коллективе, принимать помощь, советы специалистов из других областей, уверенно оперировать максимально большим набором методик, своевременно и правильно их используя.
Также важным для реабилитолога в сфере психологии является умение организовать собственное рабочее пространство так, чтобы оно было комфортным и удобным для тех, с кем он работает. Если это потерпевшие после пожара или в результате насилия, необходимо убрать из кабинета все, что может напоминать о трагедии, при работе с детьми с ограниченными возможностями нужно выбирать правильно помещение, позаботиться о лифте и т.д.
Анастасия Манаенкова http://www.edu-all.ru/